Статья на тему "Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок!". Что не звук то подарок


что ни звук, то и подарок!"

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок!

«Я люблю свой язык: он понятен для всех, он певуч, как русский народ многолик, как держава наша, могуч!» Нельзя не согласиться со словами А.Яшина?

Писатели и поэты разных времен и народов всегда отзывались о нем с восторгом. Наш язык один из самых сильных и живых языков. Люди веками создавали гибкий, выразительный и певучий язык. В каждом слове слышится особенность национального характера. Русская речь окрашена неповторимой эмоциональностью. Великое множество оттенков настроения: раздражительность, восторг, радость и гнев, можно выразить только на нашем языке.

русская душа, эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений».

Человек не может считаться культурным без умения говорить грамотно и использовать богатейшую лексику русского языка. Огромного богатства лексических, грамматических и морфологических форм не существует ни в одном другом языке мира. Н.М.Карамзин говорил: « Язык наш выразителен не только для высокого красноречия. Для громкой живописной поэзии, но и для звуков сердца и чувствительности». Сколько замечательных произведений разных жанров написано на необычайно красивом и необычном языке?! Мы передаем всю красоту природы и внутреннего мира людей. Во все века люди выражают нежные чувства и ощущения, говорят о любви, детстве, материнстве. Слова способны вызвать слезы восторга, жалости и щемящей душу нежности.

Русский язык значим во всем мире. Самая главная причина этой значимости - это литература. Иностранцы занимаются изучением русского языка, чтобы читать великие поэтические и прозаические шедевры русских писателей. Русский язык всегда был нашей гордостью. А.С.Пушкин называл русский язык гибким и мощным в своих оборотах и средствах. Он высоко ценил русскую речь, ее свежесть, простоту и чистосердечность выражений. Мастера слова Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов, Горький и филологи Буслаев, Виноградов совершенствовали язык. Нам досталось необыкновенное бесценное наследство. Мы обязаны его хранить, не искажать, не засорять сленгами и иностранными синонимами. « Каждое слово языка есть результат мысли и чувств человека, через которые отразилось в слове природа страны и история народа»,- писал Константин Ушинский.

« все доступно нашему языку. Он властен все выразить, изобразить и передать. В нем стихийность и четкость; и простата и размах, и паренье ; и мечтательность, и сила, и ясность. Это язык острого слова и режущей мысли. Язык волевых решений и пророчества. Язык самобытного русского нрава. И русский народ, создавший этот язык, сам способен достигнуть душевной и духовной высоты, на которую зовет его-его язык»

Мы, молодое поколение, должны любить, изучать и сохранять наше богатейшее достояние - Русский язык! Дивиться и восторгаться драгоценности нашего языка. Воистину в нем «что ни звук, то и подарок»

Уже более века прошло с тех пор, как вышел в свет первый рассказ Сэра Артура Конан Дойла, повествующий о приключениях легендарного детектива Шерлока Хомса, но и сегодня произведения о сыщике пользуются огромной популярностью у читателей. Нас все еще волнует интрига, и возникает желание узнать разгадку очередной тайны.

Чем же Хомс так популярен? Почему спустя более ста лет он остается актуальным?

Шерлок выделяется из огромного числа героев детективного жанра тем, что в его образе переплетаются совершенно разнообразные качества. Зачастую это абсолютно противоположные черты, делающие его неординарной личностью. Он разносторонне развитый человек, обладающий многими талантами. Располагая множеством умений, он все свое существование посвящает раскрытию преступлений. При этом он старается использовать все свои возможности по максимуму. Шерлок не старается помочь людям своим призванием, он не считает служение закону долгом. Сыщик лишь пытается удовлетворить свой интерес, который чудесным образом совпадает с потребностями общества, жаждущего справедливости. У него есть убеждения, особая мораль, которой он пользуется в тех случаях, когда считает, что поступить по закону в ситуации будет несправедливо. Но эти убеждения имеют характер правил чести, жизненных принципов, основанных на честности с самим собой. Ими он никогда не злоупотребляет, а использует очень редко и исключительно во благо общества.

Шерлок ощущает почти физическую потребность в работе. Он никогда не позволяет себе скучать, а его разум постоянно работает. Сэр Артур Конан Дойл показывает нам идеальную машину мысли, созданную, чтобы безотказно и самоотверженно разгадать самые трудные и запутанные загадки жизни. Его работа не отягощена излишними эмоциями всевозможными чувствами и переживаниями, на которые обычный человек растрачивал бы уйму энергии и силы. Нет…Порою даже может показаться, что Хомс вовсе не способен чувствовать все то, что свойственно человеческой душе, но это не так. Он способен на дружбу, уважение, ненависть, просто Шерлок относится к ним с некоторым презрением и не позволяет им затмевать свой разум. Ему неведома слепая ненависть, равно как и слепая любовь.

Любовь сыщика- отдельная тема. Вообще Хомс в своей жизни любви не испытывает. Он убежденный холостяк. Но все-таки однажды детектив встречает девушку по имени Ирэн Адлер, к которой проникается особенным уважением. Возможно, у любого другого героя подобное чувство можно было бы назвать влюбленностью, но не у Шерлока… Его единственная страсть-дело, а единственная слабость-азарт. К своей работе он относится как к игре, и когда им овладевает азарт, он становится способным ан все, лишь бы доказать правоту своей версии и убедиться в ней самому.

Таким образом, Шерлок Хомс поражает читателя своими способностями, неповторимым ,уникальным характером , привычками, заставляя проникнуться к себе любовью и уважением. В этом и состоит секрет его вековой популярности.

infourok.ru

все зернисто, крупно, как сам жем... ▷ Socratify.net

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Чудеса существуют только из-за нашего непонимания природы, а не в природе самой.

Мишель де Монтень (100+)

Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени.

Оноре де Бальзак (100+)

Все эти «когда», «может быть», «если бы» — не позволяй им сбить тебя. То, что ты выбираешь сам, и есть реальность твоей вселенной!

Гуррен Лаганн: Прочь из этого мира (20+)

То что называется смирением, на самом деле есть не что иное, как отчаяние.

Генри Дэвид Торо (50+)

Женщин не нужно слушать. Их нужно чувствовать. То что она говорит, и то, что она чувствует — это разные вещи.

Неизвестный автор (1000+)

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (50+)

Прошлое - это то, что прошло. А если прошлое все еще в настоящем, то вам потребуются силы и мужество чтобы отпустить его, либо вернуть.

Константин Пи (50+)

Мужчина в жизни никогда не должен жаловаться на две вещи: на жену и на машину, сам выбирал.

Неизвестный автор (1000+)

Иногда во время праздников мы по привычке делаем вещи, которые, в общем-то, не имеют значения. Мы все во власти стереотипов и считаем, что всё должно быть как по телевизору.

Как говорит Джинджер (10+)

Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.

Михаил Афанасьевич Булгаков (50+)

socratify.net

"Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок"

 

 

«Язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.

Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему трудов прилагали...

Карл Пятый, римский император, говорил, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично.

Но есть ли бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверьх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

Михайло Ломоносов

 

Междунаро́дный день родно́го языка́ — учреждён решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается 21 февраля с 2000 года ежегодно с целью защиты языкового и культурного многообразия.

 

 

 

Язык, великолепный наш язык

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

Константин Дмитриевич Бальмонт.

 

 

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

Александр Иванович Куприн – писатель.

 

 

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть. Александр Иванович Герцен - писатель, публицист, философ, революционер.

 

 

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Иван Сергеевич Тургенев – поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности.

 

 

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Анна Андреевна Ахматова – поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.

 

по материалам сайта

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

"Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то- подарок!" Н. В. Гоголь.

Вчера после разговора с Заей в комментах, решила вынести впрос на обсуждение.К тому же в очередной раз наткнулась на одном фигурнокатательном сайте на забавное ( но на полном серьёзе) обсуждение, вот буквально, я не шучу: Ругаются ли фигуристы матом))) Эта тема в ФК- сообществах всплывает регулярно,  где- то раз в пол года уж точно находится любитель открывший для себя соц. сети и обнаруживший на них аккаунты ныне действующий спортсменов. И прямо вот ФШОКЕ человек! Не верит он и ищет оправдание своим кумирам. Ему на подмогу приходят феи и эльфы и тоже начинают доказывать что много- много лет общаются с условным N, B, S и никогда- никогда они  не слышали от него слово мата!) И ещё все фигуристы не курят и не пьют- ибо спортивный режим. Честно я в изумлении, где, на каком чудном, заколдованном острове эти люди живут? Фигуристы ВСЕ ругаются матом. То есть вообще все, независимо от возраста и пола. Как впрочем и все спортсмены и я больше того скажу, все люди в нашей необъятной стране, ближнем зарубежье и кое- где в дальнем. Я сейчас говорю про русский мат, потому что адекватного ему аналога нет ни в одном другом языке. Скажем французское арго это скорее сленг, жаргон, говор, указывающий на принадлежность к определённой социальной группе. Французский доктор нейрохирург не будет   ругаться "французским матом" просто потому что на нём разговаривают африканские беженцы, уголовники и наркоманы. То есть с чего это он вдруг заговорит на их языке?) Ну а всякие там  merde (дерьмо) и  putain (шлюха) распространённые повсеместно и широко употребимые при всём желании на мат не тянут. Хотя putain- это уже очень сильно, это грубость, это я прямо ругаюсь- ругаюсь)Русский же мат вхож абсолютно во все слои общества. Матерятся и грузчики и дворники и академики. И бомжи и проститутки и спортсмены и балерины. Моё отношение к мату известно. Я что называется не употребляю) Вот такой я цветок душистых прерий и нежная фиалка на озарённом солнцем поле. Но живу то я не в прериях и не в поле, поэтому к мату как явлению отношусь довольно спокойно. У меня есть друзья которые умудряются ругаться совершенно не отталкивающе и это даже звучит не грубо и всегда к месту что ли. Вот это наверное для меня самое главное, любая грубость, а мат это грубость, это выражение крайних эмоций, должна быть к месту. А вот когда  грубость становятся само собой разумеющимся, обычным  способом, стилем повседневного общения для меня лично это абсолютно неприемлемо. Это не значит что я дёргаюсь, шарахаюсь и падаю  в обморок  услышав мат, но мне это неприятно и да- удивительно. В большинстве случаев ругань неоправданна ничем, человек  просто так говорит. 

А как вы относитесь к мату? И ругаетесь ли сами, только честно!

elisir-contes.livejournal.com

«Что ни звук, то - подарок...». Литературная Газета 6410 ( № 14 2013)

«Что ни звук, то - подарок...»

Мир отмечает юбилей Сергея Васильевича Рахманинова. В столичных концертных залах всюду он. Хотя и без юбилейных дат Рахманинов вниманием музыкантов не обижен. В ЦМШ при Московской государственной консерватории им. Чайковского её директор - народный артист России Владимир Овчинников – открыл цикл встреч с бывшими выпускниками и просто интересными исполнителями, чтобы и учащиеся, и преподаватели, и просто друзья школы могли иметь реальное представление о тенденциях современного музыкального пространства и о том, кто и что собой в этом пространстве представляет. Прекрасная затея. И осуществляет её Овчинников (кстати, сам игравший в марте много и интересно) с пристрастием. Я попал на рахманиновский вечер. Играли Филипп Копачевский и Максим Могилевский. Если про Копачевского всё известно, то о его партнёре в этот вечер стоит, наверное, напомнить. Максим Могилевский заканчивал Московскую консерваторию у профессора Наумова, стажировался в Джульярдской школе у Беллы Давидович, брал уроки у Марты Аргерих. У него много побед на международных пианистических конкурсах, хорошая репутация у ведущих дирижёров и оркестров мира. В концерте для двух роялей в этот вечер звучал Рахманинов: Фантазия, Сюита для двух фортепиано, Симфонические танцы. Играли ярко, дерзко и с большим воодушевлением. Кое-какие погрешности явно от недостатка репетиций им за это простились такими же воодушевлёнными слушателями.

Cледующий в этом цикле вечер был фантастическим – играл Пауль Бадура-Шкода. Пианисту сейчас восемьдесят шесть лет. Я слушаю его на протяжении последних пятидесяти лет в самых разных городах России и мира. Он очень активен и не считается с возрастом. Никто из зарубежных исполнителей не путешествовал так много по Советскому Союзу. Всегда с небывалым успехом. Так что выдающегося австрийского пианиста вполне можно считать и российским. Официально он уже объявлял о завершении карьеры, я был на этом концерте в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Пианист играл с оркестром театра под управлением главного дирижёра Феликса Коробова. И в этот вечер Феликс Коробов сопровождал выступление Бадура-Шкоды с оркестром музея "Эрмитаж". Конечно же, Моцарт – звучали концерты № 20 и 22. Слушать, наблюдать за роялем г-на Пауля – редкое удовольствие. Нам в радость смотреть на него, а ему – на клавиши. В этом нетерпении от каждого прикосновения к ним есть какая-то трогательная и святая детскость. Никто, пожалуй, не знает Моцарта лучше, чем он. Он – подлинный друг Вольфганга Амадея. Почитайте его книги. И послушайте. Звуки, когда-то собранные Моцартом, звучат у Бадура-Шкоды, как капель: прозрачно, ясно, пронзительно. В заголовке моего обзора фраза Н.В. Гоголя – самая точная рецензия на то, что происходило в этот вечер в концертном зале ЦМШ.

Народного артиста СССР профессора Московской консерватории Константина Игумнова вспоминали «у Гольденвейзеров». Заслуженная артистка России профессор Гнесинки Мария Гамбарян не только рассказывала об уроках своего педагога, но и представила три поколения пианистов, произрастающих отсюда. Играли Нана Немхицверидзе – ученица Марии Степановны, и нынешний выпускник Гнесинки Александр Гусев, воспитанник Н. Немхицверидзе. Прозвучали соната № 2, Прелюдии, два Этюда-картины – всё было очень интересно. И комментарии Марии Степановны действительно воспроизводили суть давних уроков, были живописны, ироничны и наблюдательны. Но подлинное обаяние игумновской школы мы все ощутили, слушая саму Гамбарян. Она играла Мазурку ля минор, Скерцо си минор, Ноктюрн си минор Шопена. Не знаю даже, с чем сравнить её манеру, стиль, но Шопен у неё – такой проникновенный, изысканный и очень простой, с первыми звуками абсолютно овладевает слушателями. Абсолютно. Никакой другой жизни нет. Она сама всякий раз обнаруживает новые и новые нюансы в уже давно знакомых ей произведениях. И не перестаёт удивляться и восхищаться неисчерпаемостью композитора. И нас, её слушателей, удивлять и восхищать. Мария Степановна – «самоедка» и всякий раз собою недовольна. Находит для этого всякие фантастические основания, переубедить её бывает очень трудно. Думаю, что это тоже игумновское наследие, может быть, самое важное, потому что позволяет потом, после слёз, терзаний, недовольств, выйти к инструменту и заставить всех присутствующих в одну секунду забыть обо всём. И только слушать, слушать, слушать[?] Лев Николаевич Толстой, которого особо почитают «у Гольденвейзеров», заметил однажды, что «простота есть необходимое условие прекрасного». И, конечно же, был прав.

На протяжении месяца в Москву наезжали гастролёры. Борис Березовский объявился на сцене Большого зала консерватории, как будто из пивного бара, – серенький пиджачок нараспашку и плевать на классический образ пианиста. С Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Томаса Зандерлинга исполнил Концерт № 2 Брамса. Как появился, так и играл.

Неинтересен был в этот приезд английский пианист Фредерик Кемпф. С оркестром Павла Когана исполнил Концерт № 2 Бетховена. Скучно, школярски, на «коротком поводке» у дирижёра. Очень удивил, так это на него непохоже.

Зато регулярно наезжающий в Москву «звезда ХХI века» из Петербурга Мирослав Култышев блестяще выступил с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии под управлением Алексея Шатского. Играл Концерт № 1 Брамса. Какой яркий, вольнолюбивый рояль, потрясающая техника, ни одного формального звука. Великолепное, праздничное, впечатляющее выступление. Пианист очень изменился. Озадачил: может быть, и правы устроители цикла, и мы действительно имеем дело со звездой ХХI века.

А лучше всех в марте, на мой взгляд, был скрипач Никита Борисоглебский. Он выступил в той же программе, что и Култышев, с родным оркестром Московской филармонии под управлением А. Шатского. Исполнялся Концерт для скрипки с оркестром Брамса. И как исполнялся! Уже упоминаемая мною простота в захватывающем владении и прекрасным сочинением Брамса, и инструментом. На Борисоглебского надо ходить специально, он на глазах становится одним из самых интересных российских скрипачей.

Юрий ДАНИЛИН

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Статья на тему Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок!

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок! «Я люблю свой язык: он понятен для всех, он певуч, как русский народ многолик, как держава наша, могуч!» Нельзя не согласиться со словами А.Яшина? Писатели и поэты разных времен и народов всегда отзывались о нем с восторгом. Наш язык один из самых сильных и живых языков. Люди веками создавали гибкий, выразительный и певучий язык. В каждом слове слышится особенность национального характера. Русская речь окрашена неповторимой эмоциональностью. Великое множество оттенков настроения: раздражительность, восторг, радость и гнев, можно выразить только на нашем языке. русская душа, эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений». Человек не может считаться культурным без умения говорить грамотно и использовать богатейшую лексику русского языка. Огромного богатства лексических, грамматических и морфологических форм не существует ни в одном другом языке мира. Н.М.Карамзин говорил: « Язык наш выразителен не только для высокого красноречия. Для громкой живописной поэзии, но и для звуков сердца и чувствительности». Сколько замечательных произведений разных жанров написано на необычайно красивом и необычном языке?! Мы передаем всю красоту природы и внутреннего мира людей. Во все века люди выражают нежные чувства и ощущения, говорят о любви, детстве, материнстве. Слова способны вызвать слезы восторга, жалости и щемящей душу нежности. Русский язык значим во всем мире. Самая главная причина этой значимости - это литература. Иностранцы занимаются изучением русского языка, чтобы читать великие поэтические и прозаические шедевры русских писателей. Русский язык всегда был нашей гордостью. А.С.Пушкин называл русский язык гибким и мощным в своих оборотах и средствах. Он высоко ценил русскую речь, ее свежесть, простоту и чистосердечность выражений. Мастера слова Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов, Горький и филологи Буслаев, Виноградов совершенствовали язык. Нам досталось необыкновенное бесценное наследство. Мы обязаны его хранить, не искажать, не засорять сленгами и иностранными синонимами. « Каждое слово языка есть результат мысли и чувств человека, через которые отразилось в слове природа страны и история народа»,- писал Константин Ушинский. « все доступно нашему языку. Он властен все выразить, изобразить и передать. В нем стихийность и четкость; и простата и размах, и паренье ; и мечтательность, и сила, и ясность. Это язык острого слова и режущей мысли. Язык волевых решений и пророчества. Язык самобытного русского нрава. И русский народ, создавший этот язык, сам способен достигнуть душевной и духовной высоты, на которую зовет его-его язык» Мы, молодое поколение, должны любить, изучать и сохранять наше богатейшее достояние - Русский язык! Дивиться и восторгаться драгоценности нашего языка. Воистину в нем «что ни звук, то и подарок» Уже более века прошло с тех пор, как вышел в свет первый рассказ Сэра Артура Конан Дойла, повествующий о приключениях легендарного детектива Шерлока Хомса, но и сегодня произведения о сыщике пользуются огромной популярностью у читателей. Нас все еще волнует интрига, и возникает желание узнать разгадку очередной тайны. Чем же Хомс так популярен? Почему спустя более ста лет он остается актуальным? Шерлок выделяется из огромного числа героев детективного жанра тем, что в его образе переплетаются совершенно разнообразные качества. Зачастую это абсолютно противоположные черты, делающие его неординарной личностью. Он разносторонне развитый человек, обладающий многими талантами. Располагая множеством умений, он все свое существование посвящает р

weburok.com

«Что ни звук, то - подарок...»

Колумнисты ЛГ / Семь нот Данилин Юрий

Мир отмечает юбилей Сергея Васильевича Рахманинова. В столичных концертных залах всюду он. Хотя и без юбилейных дат Рахманинов вниманием музыкантов не обижен. В ЦМШ при Московской государственной консерватории им. Чайковского её директор – народный артист России Владимир Овчинников – открыл цикл встреч с бывшими выпускниками и просто интересными исполнителями, чтобы и учащиеся, и преподаватели, и просто друзья школы могли иметь реальное представление о тенденциях современного музыкального пространства и о том, кто и что собой в этом пространстве представляет. Прекрасная затея. И осуществляет её Овчинников (кстати, сам игравший в марте много и интересно) с пристрастием. Я попал на рахманиновский вечер. Играли Филипп Копачевский и Максим Могилевский. Если про Копачевского всё известно, то о его партнёре в этот вечер стоит, наверное, напомнить. Максим Могилевский заканчивал Московскую консерваторию у профессора Наумова, стажировался в Джульярдской школе у Беллы Давидович, брал уроки у Марты Аргерих. У него много побед на международных пианистических конкурсах, хорошая репутация у ведущих дирижёров и оркестров мира. В концерте для двух роялей в этот вечер звучал Рахманинов: Фантазия, Сюита для двух фортепиано, Симфонические танцы. Играли ярко, дерзко и с большим воодушевлением. Кое-какие погрешности явно от недостатка репетиций им за это простились такими же воодушевлёнными слушателями. Cледующий в этом цикле вечер был фантастическим – играл Пауль Бадура-Шкода. Пианисту сейчас восемьдесят шесть лет. Я слушаю его на протяжении последних пятидесяти лет в самых разных городах России и мира. Он очень активен и не считается с возрастом. Никто из зарубежных исполнителей не путешествовал так много по Советскому Союзу. Всегда с небывалым успехом. Так что выдающегося австрийского пианиста вполне можно считать и российским. Официально он уже объявлял о завершении карьеры, я был на этом концерте в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Пианист играл с оркестром театра под управлением главного дирижёра Феликса Коробова. И в этот вечер Феликс Коробов сопровождал выступление Бадура-Шкоды с оркестром музея «Эрмитаж». Конечно же, Моцарт – звучали концерты № 20 и 22. Слушать, наблюдать за роялем г-на Пауля – редкое удовольствие. Нам в радость смотреть на него, а ему – на клавиши. В этом нетерпении от каждого прикосновения к ним есть какая-то трогательная и святая детскость. Никто, пожалуй, не знает Моцарта лучше, чем он. Он – подлинный друг Вольфганга Амадея. Почитайте его книги. И послушайте. Звуки, когда-то собранные Моцартом, звучат у Бадура-Шкоды, как капель: прозрачно, ясно, пронзительно. В заголовке моего обзора фраза Н.В. Гоголя – самая точная рецензия на то, что происходило в этот вечер в концертном зале ЦМШ. Народного артиста СССР профессора Московской консерватории Константина Игумнова вспоминали «у Гольденвейзеров». Заслуженная артистка России профессор Гнесинки Мария Гамбарян не только рассказывала об уроках своего педагога, но и представила три поколения пианистов, произрастающих отсюда. Играли Нана Немхицверидзе – ученица Марии Степановны, и нынешний выпускник Гнесинки Александр Гусев, воспитанник Н. Немхицверидзе. Прозвучали соната № 2, Прелюдии, два Этюда-картины – всё было очень интересно. И комментарии Марии Степановны действительно воспроизводили суть давних уроков, были живописны, ироничны и наблюдательны. Но подлинное обаяние игумновской школы мы все ощутили, слушая саму Гамбарян. Она играла Мазурку ля минор, Скерцо си минор, Ноктюрн си минор Шопена. Не знаю даже, с чем сравнить её манеру, стиль, но Шопен у неё – такой проникновенный, изысканный и очень простой, с первыми звуками абсолютно овладевает слушателями. Абсолютно. Никакой другой жизни нет. Она сама всякий раз обнаруживает новые и новые нюансы в уже давно знакомых ей произведениях. И не перестаёт удивляться и восхищаться неисчерпаемостью композитора. И нас, её слушателей, удивлять и восхищать. Мария Степановна – «самоедка» и всякий раз собою недовольна. Находит для этого всякие фантастические основания, переубедить её бывает очень трудно. Думаю, что это тоже игумновское наследие, может быть, самое важное, потому что позволяет потом, после слёз, терзаний, недовольств, выйти к инструменту и заставить всех присутствующих в одну секунду забыть обо всём. И только слушать, слушать, слушать… Лев Николаевич Толстой, которого особо почитают «у Гольденвейзеров», заметил однажды, что «простота есть необходимое условие прекрасного». И, конечно же, был прав. На протяжении месяца в Москву наезжали гастролёры. Борис Березовский объявился на сцене Большого зала консерватории, как будто из пивного бара, – серенький пиджачок нараспашку и плевать на классический образ пианиста. С Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Томаса Зандерлинга исполнил Концерт № 2 Брамса. Как появился, так и играл. Неинтересен был в этот приезд английский пианист Фредерик Кемпф. С оркестром Павла Когана исполнил Концерт № 2 Бетховена. Скучно, школярски, на «коротком поводке» у дирижёра. Очень удивил, так это на него непохоже. Зато регулярно наезжающий в Москву «звезда ХХI века» из Петербурга Мирослав Култышев блестяще выступил с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии под управлением Алексея Шатского. Играл Концерт № 1 Брамса. Какой яркий, вольнолюбивый рояль, потрясающая техника, ни одного формального звука. Великолепное, праздничное, впечатляющее выступление. Пианист очень изменился. Озадачил: может быть, и правы устроители цикла, и мы действительно имеем дело со звездой ХХI века. А лучше всех в марте, на мой взгляд, был скрипач Никита Борисоглебский. Он выступил в той же программе, что и Култышев, с родным оркестром Московской филармонии под управлением А. Шатского. Исполнялся Концерт для скрипки с оркестром Брамса. И как исполнялся! Уже упоминаемая мною простота в захватывающем владении и прекрасным сочинением Брамса, и инструментом. На Борисоглебского надо ходить специально, он на глазах становится одним из самых интересных российских скрипачей. Юрий ДАНИЛИН

Оценить:

Оценка: 9.25 - Голосов: 8

lgz.ru