Король Бахрейна подарил Путину Меч Победы. Подарок путина легендарный меч мурамаса


путь самурая и меч, собирающий облака рая

ТАЛЛИНН, 11 фев — Sputnik, Владимир Барсегян. Корреспонденту Sputnik Эстония удалось встретиться с Сергеем Варченко для эксклюзивного интервью и задать ему несколько вопросов. Однако прежде чем начать нашу беседу, нарисуем себе некий портрет.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Член Российского исторического общества Сергей Варченко

Каким мы представляем себе самурая

Наверное, именно так, как это описано в знаменитой "Повести о доме Тайра", рассказывающей о войне двух могущественных кланов, Минамото и Тайра. "В ту пору было ему лет двадцать, не больше. В темно-синем кафтане, окаймленном алой парчой по вороту и рукавам, в светло-зеленом панцире, опоясанный мечом с серебряной насечкой, преклонил он колени перед Ёсицунэ. Стрелы с орлиным оперением, темные с белой полоской, он почти все уже истратил в сегодняшней битве, но несколько стрел еще оставалось, концы их торчали выше головы из висевшего за спиной колчана, среди них – гудящая стрела "репа", украшенная соколиными и орлиными перьями вперемешку. Шлем Ёити снял и повесил через плечо на шнурах, а под мышкой он держал лук, туго оплетенный лакированным пальмовым волокном. Конь у Ёити был вороной масти, рослый, могучий, сбруя увешана кисточками из шелковых нитей, лакированное седло украшено круглыми гербами – с выложенным перламутром цветком омелы". Правда, в этом фрагменте ничего не сказано про меч самурая, а он у него конечно же был.

- Сергей Федорович, начнем нашу беседу с вопроса о легендарном японском мастере по изготовлению мечей, которого звали Мурамаса.

— Давайте поговорим об этом удивительном человеке. Мурамаса родился в 1341 году, учился мастерству создания меча у великого Масамунэ. Мурамаса отличал вспыльчивый нрав, который передался и его мечам, дерзость, а еще — жгучая ненависть к клану Токугава. Легенда рассказывает, что создавая свои мечи, Мурамаса заговаривал их, проклиная представителей этого клана.

© Фото : из личного архива Сергея Варченко

Катана "Водоворот"

- Поговаривают, что кроме заклинаний он использовал для своих мечей и демонов, которых заключал внутрь клинка.

— Очень даже может быть, ведь мысли материальны. О клинках Мурамаса говорят еще и то, что если его меч вынуть из ножен и вернуть обратно, не обагрив кровью врага, то клинок отомстит своему хозяину за то, что с ним так обошлись. Что касается клана Токугава, то все представители этого рода абсолютно серьезно верили в то, что мечи Мурамаса приносят им несчастья, и поэтому правитель Токугава Изясу запретил владение клинками Мурамаса под страхом смертной казни. Известен реальный исторический случай, когда в 1634 году судью из Нагасаки приговорили к сэппуку за хранение 24 клинков Мурамаса. Мечи Мурамаса действительно великолепны и обладают удивительными характеристиками, многие самураи были готовы рисковать жизнью, чтобы обладать одним из них. Сейчас их в мире насчитывается не более сорока.

В Таллинне открылся музей рыцарских орденов>>

- Есть ли в России мечи этого мастера?

— Не знаю, но вот интересный факт: на одной из встреч В.В.Путина с Синдзо Абэ президент России преподнес премьер-министру Японии подарок — меч катана мастера Мурамаса — один из двенадцати, использовавшихся во время церемонии интронизации императора Хирохито в 1928 году.

- С японскими мечами связано множество легенд. Приходилось ли вам лично сталкиваться с таинственными историями об этих клинках?

— Есть история абсолютно реальная. Я работал в хранилище Кунсткамеры, когда один из хранителей, Александр Юрьевич Синицин показал мне меч вакидзаси и пояснил, что этот клинок лучше не трогать, потому что он очень злобный. Если его взять без нужды, то может случиться большая беда. А потом рассказал один весьма интересный эпизод.

Приезжал как-то поработать в хранилище Кунсткамеры один японец, который решил вакидзаси осмотреть.Клинок этот хранится не в боевом снаряжении, а в сирасая — своего рода домашнем халате для клинка. С японского "сирасая" переводится, как "белые ножны". Они используются для перевозки и хранения клинка и изготавливаются из древесины японской магнолии, которые в отличие от классических ножен не покрываются лаком. Такая конструкция во влажном японском климате позволяет мечу "дышать" и предохраняет его от ржавчины. Когда самурай отправлялся на войну, то переодевал клинок в боевое снаряжение — касирая.

Японец, о котором я упомянул ранее, взял меч, резко вынул его из ножен, и тут случилось невероятное — клинок выскользнул из рукояти. Полетев вниз, он разрезал бедренную артерию тому, кто был с ним невежлив, и упал на пол. Очень хорошо, что быстро приехала скорая помощь… Кстати, у этого меча на клинке стоят два иероглифа, обозначающие злых духов. По всей вероятности, когда он создавался, его изначально готовили для каких-то "черных" дел либо ровно наоборот: иероглифы — сигнал окружающим темным духам, что к нему приближаться нельзя.

© Фото : из личного архива Сергея Варченко

Катана "Срединный путь солнца"

- Вы рассказали о "переодевании" меча для отдыха. А существуют ли какие-то еще правила и ритуалы ухода за мечом?

— Клинок, который находится на хранении, положено переполировывать один раз в сто лет. Когда этот процесс переполировки закончен, один раз в неделю на протяжении 6 месяцев с клинка удаляют старую смазку. Для этого есть специальное приспособление, которое называется "цунока". Это шарик на палочке, он скатан из множества слоев шелковой ткани, внутри находится толченый рог водяного буйвола. Этим предметом нежно касаются клинка, и он впитывает в себя остатки гвоздичного масла. Далее клинок покрывается новым слоем масла. Затем подобная процедура проводится один раз в полгода.

В одном из японских кафе посетители пьют кофе со змеями >>

- Известна ли вам технология создания японского клинка?

— Это знаменитая многослойная технология ковки. Заключалась она в следующем: брались два куска металла — твердая сталь и мягкое железо, а затем сковывались вместе. Получившийся двойной лист складывали пополам и вновь сковывали. Таким образом удавалось получить заготовку с сотнями чередующихся слоев, что придавало клинкам невероятные прочность и выносливость. Затем клинок обмазывали глиной и отправляли в печь на закалку. Слой глины делался неравномерным и сходил на нет у самой кромки клинка, из-за чего лезвие становилось значительно тверже остального меча. Именно из-за этой неравномерности клинки получались изогнутыми.

© Фото : из личного архива Сергея Варченко

Катана "Срединный путь солнца"

- Как испытывали японские мечи? Я знаю, что ранее это был достаточно страшный, кровавый ритуал.

— До XVII века в Японии существовал обряд тамэсигири, иначе говоря "пробное резание", за выполнение которого отвечали два клана — Ямано и Ямада. Они испытывали мечи на живых людях — преступниках, приговоренных к смертной казни. Самым простым испытанием для клинка было отсечение кисти руки, самым сложным — рассечение туловища пополам вдоль линии, расположенной на несколько сантиметров ниже пупка.

Закончив беседу с экспертом, от себя добавим рассказ о самом знаменитом мече Японии — Кусанаги-но цуруги. Этот меч является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги, или "Меч, скашивающий траву", также известен под именем "Амэ-но муракумо-но цуруги" — "Меч, собирающий облака рая".

По преданию, он был добыт богом ветра Сусаноо из тела убитого им восьмиглавого дракона. Бог ветра подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, от которой он достался её внуку Ниниги, а от него полубогу Дзимму, который стал первым императором Японии.

Предположительно меч хранится в синтоистском храме Ацута (Япония), однако никто его по-настоящему не видел, ведь даже во время коронаций клинок выносят завернутым в полотно. Вместе с яшмой и зеркалом меч является одной из регалий японского императора. По мнению экспертов, в Японии сейчас хранится приблизительно около 100 тысяч мечей, 900 из которых относятся к категории национальных сокровищ.

ee.sputniknews.ru

12 мечей-загадок из легенд и истории: specnazspn

12 мечей-загадок из легенд и истории

Существуют мечи, окутанные легендами, которые подпитаны выдуманными и реальными кровавыми историями убийств и противостояний. Меч – это единственное оружие, которое и в сказке, и в истории оставило след. Предлагаем познакомиться с мечами, легенды о которых могут оказаться реальностью, и рассказы, о которых заставляют усомниться в их правде.

Меч в камне

Меч в часовне городка Монтесьепи в Италии

В то время, как легенды о короле Артуре относят к жанру народных сказаний и мифов, есть свидетельство тому, что рассказ о мече в камне может оказаться реальностью. В часовне городка Монтесьепи в Италии находится настоящий меч в камне, который может стать разгадкой происхождения легенды об Экскалибуре. Не лишним будет вспомнить историю канонизации тосканского рыцаря Галгано Гвидотти, который и вонзил меч в камень, показывая Архангелу Михаилу, что с грехами также сложно расстаться, как расколоть камень мечом. Дело в том, что первоначально в легенде об Артуре упоминания о мече не было, а появилось оно уже после истории с тосканским рыцарем. Многие сомневаются, что меч из итальянской часовни действительно принадлежал рыцарю, но то, что он был сделан в 12 веке сомневаться не приходится, так как этот факт был доказан исследователем Луиджи Гарласчелли из Университета Павии в результате радиоуглеродного анализа.

Меч Кусанаги

Меч Кусанаги

Легенда о мече кусанаги, известного под названием «меч в змее», рассказывает о том, что его нашли в теле дракона с восьмью головами, который был убит богом грозы и морей. Меч всегда считался символом могущества и доблести императоров Японии и свидетельством того, что японская династия имеет небесное происхождение, а именно происходит от богини Солнца и имеет полное право на власть. На протяжении нескольких веков меч никто не видел, но принято считать, что он находится в святилище Атсута в Нагано. Во время коронации императора его выносят на церемонию, но так как он всегда завернут в материю, никто толком его не видел. Во всем мире гадают, существует ли меч на самом деле. В документах и в устных рассказах меч упоминают, но это не является подтверждением его существования. В конце Второй мировой войны, когда император Японии отрекся от божественного происхождения своей власти, приказал все же хранить и оберегать императорские регалии, к которым меч и относится.

Дюрандаль

Дюрандаль

Уже несколько столетий в скале над часовней Нотр-Дам в Рокамадуре, Франция, торчит святой меч Дюрандаль, который в свое время, как утверждает легенда, воткнул рыцарь Роланд, чтобы тот не достался врагам. Более десяти столетий паломники посещали это святое место, пока местные власти в 2011 году не вырезали меч из горы, и не перенесли его в музей Средневековья. Как всегда возникают сомнения по поводу оригинальности меча. Рыцарь Роланд - известная историческая личность, а битва, в которой он погиб, упоминается в документах, но произошла она в другом месте, в долине Ронсенваль, и вряд ли герой смог бы метнуть меч на сотни километров. Впервые о мече заговорили монахи часовни Рокамадура спустя сотни лет, тогда же и появилась «Песнь о Роланде». Дело в том, что в часовне Рональд начинал свое последнее путешествие.

Проклятие мечей Мурамаса

Меч Мурамаса

Известно, что Муромаса – это японский мечник и кузнец, который, по легенде, постоянно молил богов, чтобы они наделили его мечи самой разрушительной силой. И боги услышали мастера, и наделили его уникального качества мечи кровожадным демоном. С тех пор многие владельцы меча либо сходили с ума, либо были убиты. Дело в том, что оружие постоянно должно подпитываться кровью, а если хозяин некоторое время не принимал участие в битвах, то погибал сам. Поэтому и возникла версия о проклятии, которым были награждены мечи Мурамасы. В результате приказом сегуна Токугава Иэясу, у которого умерли практически все члены семьи (дед погиб от меча, а отец и сам сегун были им ранены), было запрещено их использовать. По легенде, жена и приемный сын сегуна тоже погибли от меча. Но, возможно, дело не в проклятиях, а в том, что это оружие часто использовали в то время в Японии, так как оно было очень качественным, и его массово выпускали мастера школы Мурамасы на протяжении столетий. А все, что случилось с семьей сегуна, можно считать совпадением.

Мечи Хондзе Масамунэ

Меч Хондзе Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамаса, которые официально были запрещены в Японии, мечи мечника и кузнеца Масамунэ считались национальным достоянием. По легенде, когда оба мастера соревновались, чей же меч лучше, меч Масамунэ при опускании в реку не разрезал ничего не заслуживающее смерти на своем пути, к чему прикасался, даже воздух, в отличие от оружия Мурамасы. Еще одна загадочная история связана с Масамунэ. В конце Второй мировой войны один из мечей попал в руки американского солдата, сержанта Колди Бимору, и он отвез его, как сувенир, на родину. Но ни солдат, ни меч не были найдены. Несмотря на многомиллионную стоимость и большую ценность меча, коллекционерам за десятки лет так и не удалось найти легендарный меч.

Меч Жуаёз

Меч Жуаёз

Легендарный меч, способный в течение дня менять свой цвет до тридцати раз, принадлежал императору Римской империи Карлу Великому. В солнечный день, по легенде, меч светился ярче Солнца. С 1271 года в церемонии коронаций во Франции участвовали два меча Жуаёз, чего просто не могло быть, так как он уникален, поэтому нельзя определить, какой же из них настоящий. Меч, что находится в Лувре, пережил много изменений, и самой старой его частью считается рукоятка, которая датируется 10-11 веками, а император умер в 813 году, то есть меч никак не мог ему принадлежать. В Австрии в Имперской сокровищнице находится сабля Карла Великого, которая тоже претендует на то, чтобы называться Жуаёз. Но она тоже датируется 10 веком, что исключает все предположения. Есть версия, что меч принадлежал вождю Гуннов Аттиле, но знатоки истории отвергают и эту версию.

Меч, принадлежащий святому Петру

Меч, принадлежащий святому Петру

Еще одна легенда требует доказательств. В этот раз, это касается меча святого Петра, которым он отсек ухо помощнику верховного жреца в Гефсиманском саду. По легенде, меч и святой Грааль были перевезены в Англию Иосифом Аримафейским, но в 986 году он оказывается в Польше, но тот ли это был меч, не известно. Несмотря на сомнения, меч считался реликвией и остался в городе Познань. Нельзя с уверенностью утверждать, что меч принадлежал Петру, так как по результатам анализа оружие было изготовлено уже после смерти апостола. Экземпляр, который находится в Польше, был изготовлен в восточной части римской империи и во времена Петра не использовался.

Меч Уолесса

Меч Уолесса

По легенде, Уильям Уоллес, герой фильма «Храброе сердце», использовал кожу убиенного им казначея Шотландии, Хью де Крессингхэма, для изготовления портупеи. Еще есть упоминание о том, что кожу убитого Уоллес пустил на подпруги на седле. Но так как эти легенды рассказывали англичане, которые хотели подчеркнуть кровожадность Уоллеса, то нельзя всему верить. По другой легенде, король Яков IV потребовал заменить ножны, рукоятку и портупею, изготовленные из кожи Крессингхэма, на другие подходящие для легендарного меча материалы. Вопрос о принадлежности меча Уоллесу тоже остается открытым, так как правда затерялась в прошлом.

Меч Гоуцзяня

Меч Гоуцзяня

В склепе в Китае в 1965 году археологи нашли удивительный меч. Дело в том, что, не смотря на возраст, а ему было более двух тысяч лет, на мече не было ни ржавчины, ни повреждений, а лезвие было таким острым, что один из членов экспедиции поранился. Кроме этого, всех впечатлила филигранная гравировка, которая не могла быть так искусно выполнена в то время. Меч стал настоящей загадкой для специалистов. При исследовании гравировки было выяснено, что легендарный меч принадлежал царю Юэ и упоминался в «Утерянной истории Юэ». По легенде, в коллекции Гоуцзяня это был единственный великолепный и достойный меч, изготовленный силами Неба и Земли.Почему же меч не стал подвластен времени? Мечники того времени пользовались высокого уровня технологиями металлургии, в результате чего, получили антикоррозийный сплав, из которого лезвие и выполнено. Кроме специальных сплавов, мечи обрабатывались особенными составами, а ножны были воздухонепроницаемыми, что и помогло оружию сохранить первозданный вид в течение двух тысячелетий.

Семизубый меч

Семизубый меч

В документе, который описывает раннюю историю Японии, было упоминание о мече Нихон секи, принадлежащем императрице-шаману Дзингу. А в конце Второй мировой войны в Японии, в Исоноками-дзингу, нашли необычный меч с шестью ответвлениями (седьмым считалось лезвие). Время оставило свой след на состоянии меча, но надпись, которую смогли расшифровать гласила, что это подарок японскому императору от короля Кореи. Исоноками-дзингу и время, когда меч Нихон секи был изготовлен, совпадало с упоминаниями в достоверных источниках Китая, Японии и Кореи. Таким образом, было найдено реальное подтверждение легенды.

Тисона

Тисона

Музей в Бургосе, Испания, гордится одним своим экспонатом, а именно, мечом, который мог принадлежать Эль Сиду, участнику Реконкисты и герою Испании, отстаивавшему и христиан, и мусульман. Враги боялись не только самого легендарного героя, но и упоминания о мече, о чем свидетельствует поэма «Слово об Эль Сиде». До того как меч стали передавать из поколения в поколение в семье Фальс, маркиз получил его из рук короля Фердинанда в 1516 году. В 1944 году оружие передали на хранение в Музей военного искусства Мадрида, где он находился следующие 60 лет. После того, как маркиз продал меч для выставки в музее Бургоса, в министерстве культуры появилась информация, что он изготовлен позднее указанного периода, и не мог принадлежать Эль Сиду. Но негосударственная экспертиза опровергла заявление министерства.

Ульфберхт

Меч викингов Ульфберхт

Мечи викингов Ульфберхт, существовавшие тысячи лет, снискали славу не только боевыми подвигами, но и качеством стали, которая другим народам Европы в то время не была доступным. Низкоуглеродистая сталь меча с логотипом “+ULFBERH+T” по прочности могла сравниться только с современным материалом. Таким качеством стали Европа овладела только в период Промышленной революции. Существует версия, что такую сталь, викинги привозили из Ирана и Афганистана. А еще до сих пор неизвестно, был ли Ульфберхт одним человеком или группой мастеров.

©

specnazspn.livejournal.com

Король Бахрейна подарил Путину Меч Победы

Король Бахрейна Хамад бен Иса Аль-Халифа прилетел в Сочи обсудить с Владимиром Путиным ситуацию на Ближнем Востоке, цены на нефть и газ и урегулирование в Сирии. Год назад он уже побывал в Сочи. Тогда после переговоров с Владимиром Путиным Аль-Халифа отправился на сочинский автодром, посмотреть на Гран-при России чемпионата мира Формулы-1. На это раз ни автогонок, ни каких-либо других спортивных состязаний в Сочи не было. Судя по сочинским афишам, максимум, что могла предложить ближневосточному монарху из развлечений олимпийская столица — моноспектакль Сергея Безрукова «Исповедь хулигана».

Впрочем, совсем без культурно-спортивной программы высокого гостя оставлять не собирались. Как выяснилось, в воскресенье - в день открытия сочинской Олимпиады, Владимир Путин приглашал Аль Халифу вместе покататься с горных склонов в Красной Поляне.

- Мы с вами хотели на лыжах покататься, но я так понял, что вы передумали, - посетовал президент при встрече с королем в сочинской резиденции, но не расстроился. - В следующий раз тогда покатаемся.

- Иншалла! - традиционно для мусульманина отреагировал Аль Халифа, но видимо ему было неловко за то, что подвел коллегу. - Господин Президент, мы знаем, что вы любите лыжи. Надеемся, что наша программа пребывания никак не влияет на вашу, не портит ваши планы.

- Конечно, нет! Наоборот, только украшает, - великодушно ответил Путин. - Я помню, как мы с вами здесь встречались полтора года назад, наметили определенные планы развития наших межгосударственных отношений. Несмотря на достаточно непростую ситуацию в экономике, мы продолжаем создавать необходимые для расширения нашего взаимодействия механизмы сотрудничества.

Аль-Халифа подчеркнул, что это хорошая возможность обсудить вопросы, связанные с ситуацией на Ближнем Востоке и во всем мире.

- Что касается проблем, ситуации в сфере экономики, то, может быть, мы видим не до конца всю полноту картины, но с помощью сотрудничества все страны могут совместно преодолеть имеющиеся трудности, - заявил король. - Поэтому мы готовы сотрудничать с Россией, и это общий настрой всех стран нашего региона.

Министр иностранных дел Сергей Лавров, выйдя после окончания двухчасовых переговоров к прессе, рассказал, что обе стороны крайне удовлетворены результатами переговоров. Причем всеми пунктами: от мирного урегулирования в Сирии до футбола.

- Его величество поддержал проведение чемпионата мира по футболу в России и выразил уверенность, что он пройдет на высшем уровне, - сказал Лавров.

На въезде в резиденцию в трейлере, высунув морду в маленькое окошко, грустил жеребец. Отпускать гостя без подарка не принято: Путин подарил королю 4-летнего ахалтекинца по имени Хаджибек, выращенного на одном из российских конезаводов. Хаджибек неоднократно завоевывал титулы чемпиона мира по породе, стал чемпионом мира-2015, абсолютным чемпионом мира-2014. То есть сесть на такого не зазорно было даже избалованному монарху.

В ответ Аль-Халифа преподнес российскому президенту меч с лезвием из дамасской стали и рукояткой из драгоценных металлов и камней. Он был изготовлен по специальному заказу короля и получил громкое название Меч Победы. Вероятно, в закрытой части переговоров Путину и Аль-Халифе удалось договориться, кого они вместе будут побеждать.

Встреча Владимира Путина с королем Бахрейна.Президент России Владимир Путин встретился в Сочи с королем Бахрейна Хамадом бен Исой Аль Халифой.

www.stav.kp.ru

Легендарное оружие. | Блог adeptdao

У всех на слуху известное и довольно затасканное выражение - «легендарные мечи», однако мало кто знает, что общего у вроде бы сказочного оружия с реальными прототипами. Я попробую выделить из наиболее известных легенд «сухой остаток», боевые свойства оружия – оставив, так сказать, «вкус еды, а не масла».

Говорят, что самая лучшая клинковая сталь - это древний индийский булат. Согласно легендам, умению изготавливать необычайной крепости сталь индусы научились у какого-то спустившегося с гор племени кузнецов, обосновавшегося в Пенджабе - самом древнем княжестве Индии. Достоверно не известно, когда это произошло, но неоспоримо то, что достоинства индийского стального оружия смог оценить ещё Александр Македонский, когда в 4-м веке до Р.Х. вторгся в северо-западную часть Индии. В битве с войсками царя Пора македонцы победили и взяли в плен самого царя. Он остался жив лишь благодаря своему стальному панцирю, который не смогли пробить железные мечи и копья воинов Александра. А вот стальные мечи индусов длиной в три локтя, по свидетельству летописцев, разрубали даже камни. До наших дней дошли сведения, что властитель одного из индийских княжеств (кажется, Пенджаба) подарил Александру 2,5 тонны стали в слитках - по тем временам подарок, достойный царя. Аристотель, учитель Александра Македонского, называл индийскую сталь «феррум кандидум» - «белое железо», а вообще в древней Европе её так и именовали без особых затей - «индийская сталь». Или, если уж по латыни, «феррум индикум.»

Феррум феррумом, но европейцы и сами были не лыком шиты… Александр Македонский бил индусов чем попало, а римляне, хотя и ценили заморскую сталь, но и своей неплохо владели. За давностью лет письменных свидетельств о реальных качествах древнего оружия осталось очень мало, всего несколько короткий сообщений. Так, Филон Византиец еще в 3-м веке до Р.Х. писал о привозимых из Испании мечах, что если хотели испытать их на гибкость, то клали клинок на голову, подтягивали концы к плечам, а затем отпускали. Клинки кельтиберов оставались прямыми, сколько бы раз не повторяли это испытание. Плиний, прокуратор Испании в 1-м веке, также хвалил местные мечи, говоря, что толстые кости они рубят без затруднений.

Более-менее подробно о мечах, изготовленных настоящими мастерами своего дела, говорится в датируемом серединой 6-го века письме короля остготов Теодориха Великого. В этом письме он выражал признательность вождю племени вандалов Тразамунду за присланные в подарок мечи. Теодорих пишет: «Ваши мечи разрубают даже брони и более дороги качеством железа, чем ценностью золота. Их полированная поверхность блестит так, что ясно отражает черты смотрящего, а лезвия выточены так равномерно остро, что можно подумать, будто они вышли из плавки, а не выкованы из отдельных полос. В их выточенных прекрасными долами серединах видишь мельчайшее переплетение червячков столь разнородных оттенков, что чудится, будто светящийся металл пропитан разными красками.

Ваш шлифовальный камень его так тщательно очистил, ваш изумительный песок так искусно отполировал, что обратил блестящее железо в своего рода зеркало для мужей. Мечи, которые по своей красоте могли выйти только из мастерской Вулкана, с таким изяществом выработаны, что исполненное рукой кажется не изделием смертных людей, а божественным произведением.»

Можно указать, что вандалы, владельцы этих снискавших столь возвышенную похвалу мечей, «прославились» диким погромом захваченного ими Рима, когда крушили всё, что не могли унести с собой. Их родина Прибалтика, но это не то германское, не то славянские племя долго жило сначала на Одере, затем на Дунае и даже в Испании, откуда они переправились в Северную Африку, в район Карфагена, где и основали своё королевство.

Несколько других, истинно германских племен англов и саксов, с боями переселившихся в Британию, были сначала так же удачливы и основали свое королевство в Кенте. До конца 5-го века продолжалось массовое переселение германцев на остров, сопровождаемое непрекращающейся борьбой с кельтскими племенами бриттов. Описывая эту борьбу, летописцы указывали, что «...бритты бежали от англов, как от огня.» Действительно, германцы были не только свирепы, но и неплохо вооружены.

О мечах англо-саксонского периода, схожих с мечами вандалов, поведано в эпической поэме «Сказание о Беовульфе», записанной в 8-м веке, но рассказывающей о более ранних событиях. Сюжет её не притязает на сугубую реальность и весьма романтичен, но описания оружия там довольно точные. Беовульф, чье имя означает «пчелиный волк», т.е. Шершень, был племянником короля геатов - одного из скандинавских племен, которое обитало на южном побережье современной Швеции. Он узнал, что на королевский дворец данов (датчан) уже многие годы нападает человекообразное чудовище Грендель и пожирает по ночам лучших из воинов.

Беовульф отправляется к данам и в жестоком поединке побеждает чудовище, оторвав у него правую руку. Смертельно искалеченный Грендель скрывается, все радуются и славят героя, но уже на следующую ночь появляется мстительная мать Гренделя и убивает ещё одного воина. Наутро Беовульф разыскивает по кровавому следу логово Гренделя, находящееся в пещере на дне населённого чудовищами озера. В озеро бесстрашный победитель Гренделя нырнул один и там, в подводном дворце, он вступил в поединок с великаншей. Победив и её, он со славой возвращается на поверхность, предъявив в доказательство подвига голову Гренделя, уже умершего от раны.

В поэме много интересного, но всего не перескажешь и остановимся на мечах. Для поединка с чудовищами даны вручили Беовульфу проверенное оружие:

«...меч с рукоятью, старинный Хрунтинг,

лучший из славных клинков наследных.

Были на лезвии, в крови закаленном,

зельем вытравлены узорные змеи.»

Однако великана Беовульф победил «вручную», а его мстительную мамашу зарубил найденным в логове чудесным мечом, откованным еще «до Потопа» и который не удалось сохранить, потому что он растаял от жгучей крови чудовищ. Прославленный Хрунтинг в этом бою ему не помог - лишь звенел от ударов по черепу чудовища. Поэтическое описание о «узорных змеях» на его клинке довольно точное, поскольку датский меч имел узор с названием «warm-fa», т.е. «светлый червь» - примерно такого же вида (если не учитывать нюансов), как и «переплетения червячков разнородных оттенков» в мечах вандалов. В немецкой литературе есть схожее название для узора древних мечей - «пёстро-червячный» (Wurmbundt). Разнообразные оттенки деталей узора получаются из-за использования при изготовлении меча нескольких сортов металла. В ливонских сагах прямо пишут, что меч Колеве-Пега, героя одного из сказаний, был откован из семи сортов железа и стали. На Руси подобные мечи называли «харалужными», но это уже совсем другая история.

Примечательно, что в эпических описаниях мечей особо выделяется их происхождение, былая принадлежность славным воинам. Хранимая в памяти людей родословная оружия свидетельствует о изначально присущих ему выдающихся качествах, о надежности и испытанности во многих битвах. Мечи в те времена носили собственные имена и передавались по наследству из поколения в поколение. Само собой разумелось, что его нынешний владелец обладает им лишь временно - были владельцы до него, будут и после. Так и Беовульф перед поединком просит данов в случае его гибели вернуть на родину наследные меч и кольчугу, чтобы они были вручены достойному воину так же, как когда-то они достались ему самому.

В наше время это обязывающее наследие героизма прочувствовал и выразил Владимир Высоцкий:

«...Поспеши же ладони у павших разжать

И оружье принять из натруженных рук.

Если путь прорубая отцовским мечом,

Ты солёные слезы на ус намотал,

Если в жарком бою ты постиг, что почём,

Значит, нужные книги ты в детстве прочёл.»

Люди помнили не только прежних знаменитых владельцев оружия, но хранили и имя мастера- оружейника. Так, в сказании без особых пояснений, как о чём-то общеизвестном пишется, что наследственная кольчуга Беовульфа была изготовлена Веландом - мол, каждый знает, кто он такой. Действительно, он был самым прославленным оружейником древней Европы. Неизвестно, кто на самом деле послужил прообразом Веланда, но в древнем исландском сборнике преданий записано, что Веланд был сыном короля финнов. Ещё мальчиком его отдали на обучение на Кавказ, к карликам-гномам, и лишь случайно ему удалось освободиться. Думаю, что здесь под гномами подразумеваются вполне реальные потомки древнего племени халибов. Это племя первым научилось делать стальное оружие и более тысячи лет ничем другим не занималось. Рудничная и кузнечная работа из поколения в поколение и сформировала облик мастеров халибов – низкорослых и необщительных.

Дальнейшая судьба Веланда описывается в нескольких сказаниях и с некоторыми отличиями. По одной версии, одиноко жившего в глуши чудо-мастера Веланда по особому «заказу» захватили в плен слуги шведского короля, из другой следует, что после долгих скитаний он сам пришел к его двору. Как бы то ни было, но Веланд оказался во власти сурового скандинавского короля.

Однажды Веланд уронил в море взятый им на время нож короля и, испугавшись наказания за потерю ценной вещи, побежал в кузницу и быстренько сделал неотличимую копию потерянного ножа. Король сначала не заметил подмены, но во время пира, когда он стал отрезать этим ножом кусок мяса от кабаньей туши, нож легко рассек всю тушу и глубоко воткнулся в стол. Онемевший сначала от изумления, сообразительный король заявил, что это не его нож и потребовал от Веланда ответа. Тому пришлось рассказать, как было дело.

Придворный оружейник позавидовал мастерству Веланда и вызвал его на соревнование. С некоторой долей коварства Веланд вызвался отковать меч, а сопернику предложил изготовить защитный доспех. Несколько недель ученик гномов ковал свой меч и, когда он был готов, решил испытать его. Здесь в разных вариантах легенды описаны разные испытания. По одному варианту, меч разрубил мешок, набитый шерстью и камень, величиной с быка, а по другому - меч воткнули в ручей и пустили по течению гусиное перышко. Когда течение прижало перышко к лезвию меча, оно тут же рассеклось надвое.

Однако мастер решил, что может сделать меч ещё лучше и сказал сам себе: «Если могу сделать лучше, зачем делать плохо?». Сказано - сделано, и Веланд порубил свой меч на мелкие кусочки, которые затем дал проглотить гусям. Собрав помёт этих гусей и отделив от него обработанные гусиным желудочным соком стальные опилки, он сварил их в монолит и уже из этого «порошкового булата» отковал изрядно полегчавший меч. Кажущаяся несколько странной «гусиная» обработка имеет на самом деле весьма реальное практическое значение. Как показали новейшие исследования, поверхность стали в гусиных желудках насыщается азотом, что повышает её твёрдость даже больше, чем традиционная цементация.

Веланд на этот раз решил, что такой меч, которому он дал имя Миммунг, слишком хорош для короля. За три дня он отковал другой меч, попроще, но внешне неотличимый от Миммунга, который и решил после состязания отдать королю. На состязании он положил Миммунг на голову облачённого в шлем и панцирь противника и, слегка надавив, разрезал его пополам.

Жадный король по наущению супруги не захотел отпускать победителя и приказал подрезать ему подколенные сухожилия, чтобы Веланд не бродил по свету, а работал на своего хозяина. Выбрав момент и крайне жестоко отомстив королю (убив двух его сыновей и изнасиловав дочь), Веланд все равно убежал, унеся с собой меч.

Но приносящее смерть совершенное оружие губительно действует на несовершенных людей, обладающих им. Во всяком случае, оно не приносит им счастья. И Роланд, и Зигфрид, и Сигурд, и Иван-царевич - все они владели чудо-мечами, которые не спасли их от гибели. Так и сын Веланда, Виттих, не жел

cont.ws

Легендарные мечи | МУЗА НАШЕГО ДВОРА

1. Меч в камне

Многие помнят легенду о короле Артуре, повествующую о том, как он вонзил свой меч в камень, чтобы доказать своё право на трон. Несмотря на совершенную фантастичность этой истории, она, возможно, основана на реальных событиях, только произошедших гораздо позже предположительного времени правления легендарного короля бриттов.

В итальянской часовне Монте-Сьепи хранится глыба с крепко засевшим в ней клинком, который, по некоторым данным, принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке.

Согласно легенде, Гвидотти отличался скверным нравом и вёл довольно распущенный образ жизни, поэтому однажды к нему явился архангел Михаил и призвал его встать на путь служения Господу, то есть податься в монахи. Рассмеявшись, рыцарь заявил, что уйти в монастырь ему будет так же трудно, как разрубить камень, и в подтверждение своих слов он с силой ударил клинком лежавший неподалёку валун. Архангел явил упрямцу чудо — лезвие легко вошло в камень, и поражённый Гальяно там его и оставил, после чего встал на путь исправления и позже был канонизирован, а слава о его мече, пронзившем камень, разнеслась по всей Европе.

Подвергнув глыбу и меч радиоуглеродному анализу, сотрудник Университета Павии Луиджи Гарласкелли обнаружил, что какая-то часть этой истории вполне может быть правдой: возраст камня и меча насчитывает около восьми веков, то есть совпадает со временем жизни сеньора Гвидотти.

2. Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

 

3. Дюрандаль

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду  — герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности.

Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе.

Однако, по мнению учёных, меч в часовне находится вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов. Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде». Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен — кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной.

4. Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

5. Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

6. Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» — «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.

7. Меч Святого Петра

Существует легенда, что клинок, являющийся частью экспозиции музея польского города Познань — не что иное, как меч, которым апостол Пётр отрубил ухо рабу первосвященника во время ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Этот меч в 968-м году привёз в Польшу епископ Иордан, который всех уверял, что клинок принадлежал Петру. Приверженцы этого мифа полагают, что меч выкован в начале I-го века где-то на восточных окраинах Римской империи

 

8. Меч Уоллеса

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве при Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею.

По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке — старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту.

Вероятно, сэр Уильям действительно мог украсить своё оружие кожей казначея: как патриот своей страны, он ненавидел предателей, сотрудничающих с оккупантами. Однако есть и другое мнение — многие считают, что история придумана англичанами, чтобы создать борцу за независимость Шотландии имидж кровожадного монстра. Истины мы, скорее всего, так и не узнаем.

9. Меч Гоуцзяня

В 1965-м году в одной из древних китайских гробниц археологи нашли меч, на котором, несмотря на сырость, окружавшую его долгие годы, не было ни единого пятнышка ржавчины — оружие было в прекрасном состоянии, один из учёных даже порезал палец, когда проверял остроту лезвия. Тщательно изучив находку, специалисты с удивлением констатировали, что ей не менее 2,5 тысяч лет.

Согласно наиболее распространённой версии, меч принадлежал Гоуцзяню — одному из ванов (правителей) царства Юэ в период Вёсен и Осеней. Исследователи полагают, что именно этот клинок упоминался в утерянном труде по истории царства. По одной из легенд, Гоуцзянь считал этот меч единственным стоящим оружием в своей коллекции, а в другом предании говорится, что меч настолько прекрасен, что мог быть создан только совместными усилиями Земли и Небес.

 

10. Семизубый меч

Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Сраны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия — на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка — поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. — «Семизубый меч»).

 

11. Тисона

Оружие, принадлежавшее легендарному испанскому герою Родриго Диасу де Вивару, более известному как Эль Сид Кампеадор, в наши дни находится в соборе города Бургоса и считается национальным достоянием Испании.

После смерти Сида оружие попало к предкам испанского короля Фердинанда II Арагонского, а унаследовавший его король подарил реликвию маркизу де Фальсесу. Потомки маркиза сотни лет бережно хранили артефакт, а в 1944-м году с их разрешения меч стал частью экспозиции Королевского военного музея в Мадриде. В 2007-м году владелец меча продал его властям региона Кастилия и Леон за $2 млн, а те передали его в собор, где похоронен Эль Сид.

12. Ульфберт

В наше время о таких мечах практически забыли, но в Средние века при слове «ульфберт» враги викингов испытывали неподдельный ужас. Честь обладать подобным оружием принадлежала исключительно элите скандинавских вооружённых сил, потому что ульфберты были намного прочнее других мечей того времени. Большая часть средневекового холодного оружия отливалась из хрупкой низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, а викинги для своих мечей закупали в Иране и Афганистане тигельную сталь, которая намного прочнее.

ссылка

maxpark.com

12 самых знаменитых мечей, о которых слагали легенды

Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» — знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины — артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Представляем вам 12 самых известных смертоносных реликвий в истории.

Знаменитые и просто красивые мечи

1. Меч в камне

Многие помнят легенду о короле Артуре, повествующую о том, как он вонзил свой меч в камень, чтобы доказать своё право на трон. Несмотря на совершенную фантастичность этой истории, она, возможно, основана на реальных событиях, только произошедших гораздо позже предположительного времени правления легендарного короля бриттов.

В итальянской часовне Монте-Сьепи хранится глыба с крепко засевшим в ней клинком, который, по некоторым данным, принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке.

Согласно легенде, Гвидотти отличался скверным нравом и вёл довольно распущенный образ жизни, поэтому однажды к нему явился архангел Михаил и призвал его встать на путь служения Господу, то есть податься в монахи. Рассмеявшись, рыцарь заявил, что уйти в монастырь ему будет так же трудно, как разрубить камень, и в подтверждение своих слов он с силой ударил клинком лежавший неподалёку валун. Архангел явил упрямцу чудо — лезвие легко вошло в камень, и поражённый Гальяно там его и оставил, после чего встал на путь исправления и позже был канонизирован, а слава о его мече, пронзившем камень, разнеслась по всей Европе.

Подвергнув глыбу и меч радиоуглеродному анализу, сотрудник Университета Павии Луиджи Гарласкелли обнаружил, что какая-то часть этой истории вполне может быть правдой: возраст камня и меча насчитывает около восьми веков, то есть совпадает со временем жизни сеньора Гвидотти.

2. Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз — даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

3. Дюрандаль

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду — герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности.

Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе.

Однако, по мнению учёных, меч в часовне находится вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов. Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде». Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен — кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной.

Кстати, сейчас меча в часовне нет — в 2011-м году его извлекли из стены и отправили в парижский музей Средневековья. Интересно также, что в французском языке слово «Durandal» женского рода, так что Роланд, вероятно, питал к своему мечу не дружескую привязанность, а настоящую страсть и вряд ли мог швырнуть свою возлюбленную об стену.

4. Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

5. Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

Конечно, это чистейшей воды вымысел — Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.

Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

6. Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» — «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.

Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять. Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году). Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной».

Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу. Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

7. Меч Святого Петра

Существует легенда, что клинок, являющийся частью экспозиции музея польского города Познань — не что иное, как меч, которым апостол Пётр отрубил ухо рабу первосвященника во время ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Этот меч в 968-м году привёз в Польшу епископ Иордан, который всех уверял, что клинок принадлежал Петру. Приверженцы этого мифа полагают, что меч выкован в начале I-го века где-то на восточных окраинах Римской империи

Большинство исследователей, однако, уверены, что оружие изготовлено гораздо позднее описываемых в Библии событий, это подтверждает анализ металла, из которого выплавлен меч и лезвие типа «фальшион» — во времена апостолов таких мечей просто не делали, они появились лишь в XI-м веке.

8. Меч Уоллеса

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве при Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею.

По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке — старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту.

Вероятно, сэр Уильям действительно мог украсить своё оружие кожей казначея: как патриот своей страны, он ненавидел предателей, сотрудничающих с оккупантами. Однако есть и другое мнение — многие считают, что история придумана англичанами, чтобы создать борцу за независимость Шотландии имидж кровожадного монстра. Истины мы, скорее всего, так и не узнаем.

9. Меч Гоуцзяня

В 1965-м году в одной из древних китайских гробниц археологи нашли меч, на котором, несмотря на сырость, окружавшую его долгие годы, не было ни единого пятнышка ржавчины — оружие было в прекрасном состоянии, один из учёных даже порезал палец, когда проверял остроту лезвия. Тщательно изучив находку, специалисты с удивлением констатировали, что ей не менее 2,5 тысяч лет.

Согласно наиболее распространённой версии, меч принадлежал Гоуцзяню — одному из ванов (правителей) царства Юэ в период Вёсен и Осеней. Исследователи полагают, что именно этот клинок упоминался в утерянном труде по истории царства. По одной из легенд, Гоуцзянь считал этот меч единственным стоящим оружием в своей коллекции, а в другом предании говорится, что меч настолько прекрасен, что мог быть создан только совместными усилиями Земли и Небес.

Меч отлично сохранился исключительно благодаря искусству древних китайских оружейников: лезвие изготовлено с применением изобретённого ими нержавеющего сплава, а ножны этого оружия столь плотно прилегали к клинку, что доступ воздуха к нему был практически перекрыт.

10. Семизубый меч

Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Страны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия — на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка — поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. — «Семизубый меч»).

Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.

Описание точно такого же клинка встречается в Нихон-сёки, древнейшем труде по истории Японии: согласно легенде, семизубый меч был преподнесён в дар полумифической императрице Дзингу.

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли.

11. Тисона

Оружие, принадлежавшее легендарному испанскому герою Родриго Диасу де Вивару, более известному как Эль Сид Кампеадор, в наши дни находится в соборе города Бургоса и считается национальным достоянием Испании.

После смерти Сида оружие попало к предкам испанского короля Фердинанда II Арагонского, а унаследовавший его король подарил реликвию маркизу де Фальсесу. Потомки маркиза сотни лет бережно хранили артефакт, а в 1944-м году с их разрешения меч стал частью экспозиции Королевского военного музея в Мадриде. В 2007-м году владелец меча продал его властям региона Кастилия и Леон за $2 млн, а те передали его в собор, где похоронен Эль Сид.

Сотрудников Министерства культуры обидела продажа меча, и они стали распространять информацию о том, что это более поздняя подделка, не имеющая отношения к де Вивару. Однако тщательный анализ подтвердил, что хотя изношенный «родной» эфес оружия в XVI-м веке заменили на другой, его лезвие изготовлено в XI-м веке, то есть меч наверняка принадлежал герою.

12. Ульфберт

В наше время о таких мечах практически забыли, но в Средние века при слове «ульфберт» враги викингов испытывали неподдельный ужас. Честь обладать подобным оружием принадлежала исключительно элите скандинавских вооружённых сил, потому что ульфберты были намного прочнее других мечей того времени. Большая часть средневекового холодного оружия отливалась из хрупкой низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, а викинги для своих мечей закупали в Иране и Афганистане тигельную сталь, которая намного прочнее.

Сейчас неизвестно, кем был этот Ульфберт, и он ли первым догадался создавать такие мечи, но именно его клеймо стояло на всех мечах, изготовленных в Европе из иранского и афганского металла. Ульфберты — пожалуй, самое совершенное холодное оружие раннего Средневековья, намного опередившее своё время. Сравнимые по прочности клинки стали массово производить в Европе только во второй половине XVIII-го века с началом глобальной промышленной революции.

senseisekai.livejournal.com

5 старинных и легендарных мечей Азии

Отношение жителей Азии к своему оружию известно во всем мире. Воинственные народы часто наделяли мечи волшебными свойствами: одним приписывали одержимость демонами, другие даровали владельцу покой и ясность ума. Сегодня мы расскажем про самые необычные мечи, созданные азиатским оружейным гением.

Кровожадные мечи Мурамасы

Мурамаса — знаменитый японский кузнец и мечник. Он жил в Японии в период Муромати, то есть примерно в XVI веке, и отличился тем, что основал оружейную школу имени себя. Мечи Муромасы (а это был не один, но целая серия клинков) отличались качеством и славились необычайной остротой, что сделало их весьма популярными в воинской среде. Предположительно, Мурамаса — это целая династия оружейников, поскольку историки выделяют несколько мастеров с этим именем. Первым из них стал Сэндзи Мурамаса, о работах которого было известно еще в 1460-х годах.

Легенда гласит, что клинок Мурамаса проклят и заражает владельца безумной жаждой крови. Если он долго пылится в ножнах без дела, то меч может даже восстать против своего хозяина и заставить его совершить самоубийство, чтобы после смерти найти себе более подходящего воина. Мурамаса часто противопоставляется другому знаменитому мастеру, Масамунэ, речь о котором пойдет ниже. Реальность, впрочем, скорее всего была не столь ужасна: учитывая отменное качество клинков, владелец дорогого меча ожидаемо одерживал победу в поединке намного чаще, чем и заслужил изделиям семейства оружейников славу магического оружия. Что ж, в феодальной Японии это, пожалуй, был лучший пиар из всех возможных вариантов!

Мечи Масамунэ

Часто говорят, что Мурамаса и Масамунэ были современниками, но это банальная историческая неточность. Один из самых известных оружейников Японии жил как минимум на два века раньше, с 1288 по 1328 год, в конце эпохи Камакура. Он работал в провинции Сагами и прославился тем, что создал революционную для XIII века технологию изготовления мечей — Сосю. Японское холодное оружие того периода отличалось хрупкостью, поскольку источником железа выступал песок, богатый рудой, которую очень сложно очистить от примесей. Слоистая ковка, где полоски стали с различным содержанием углерода сваривали вместе и проковывали несколько раз (отчего получалось 128 слоев стали), сделала мечи намного прочнее. По легенде, мечи Масамунэ придают владельцу спокойствие и хладнокровность, высоко почитаемые японскими воинами и столь необходимые во время реального поединка. Говорят, что мастер даже не подписывал свои работы — подделать их все равно никто не мог.

Семизубый меч

Причудливый клинок Нанацусая-но-тати (иначе «меч с семью лепестками») был обнаружен в синтоистском святилище Исоноками-дзингу, что в городе Тэнри, в 1945 году. Его форма указывает на то, что меч этот скорее всего был церемониальным оружием и не использовался в настоящем бою: от лезвия отходят шесть изгибающихся ответвлений, а «седьмым зубом», судя по всему, считается верхняя часть клинка. Надпись на лезвии гласит, что этот меч был подарен китайскому императору властелином Кореи. К сожалению, меч хранился в ужасных условиях, а потому его внешний вид оставляет желать лучшего.

По легенде, меч этот был подарен полумифической императрице Дзингу. Как ни странно, но археологи уверены в правдивости этого предания: в нем упоминается и о святилище, и о самом мече, при этом возраст клинка и историческая дата правления Дзингу совпадают.

Меч Гоуцзяня

Вот еще более древний, но куда лучше сохранившийся клинок. Его археологи нашли в 1965 году в одной из гробниц на территории Китая. Меч в высшей степени примечательный: за 2500 лет (а именно так ученые оценивают его возраст) лезвие не только не проржавело, но даже не затупилось: один исследователь порезал палец, проведя по нему пальцем. Нержавеющий сплав в составе клинка и ножны, практические не пропускающие воздух вовнутрь, сделали свою работу на отлично и не позволили времени испортить артефакт.

Согласно наиболее распространенной версии, владельцем меча был Гоуцзянь, один из правителей царства Юэ. По легенде, он считал этот меч единственным стоящим оружием во всей своей коллекции, а его красота была «создана совместными усилиями Земли и Неба». Что ж, у китайских ванов определенно был хороший вкус.

Меч Победы

Этот меч — одна из королевских регалий Тайланда, олицетворяющих военную мощь и власть монарха. Длина клинка составляет 64,5 см, а вес в ножнах — 1,9 кг. Промежуток между клинком и эфесом украшен золотой инкрустацией, изображающей бога Вишну верхом на огромной ездовой птице Гаруде. Легенды гласят, что в 1784 году камбоджийские рыбаки выловили этот меч в озере Тонлесап и преподнесли в дар королю Анг Енгу, который, в свою очередь, решил преподнести меч в дар своему сюзерену королю Таиланда Раме I. Как только меч доставили в Бангкок, с семи разных сторон в город ударило семь ярких молний.

Пхра Сен Хан Чаяси (Phra Saeng Khan Chaiyasi) означает «Мудрость короля» и служит напоминанием о том, что владыка должен мудро править своими подданными. Рама I изготовил для меча великолепные ножны из золота, инкрустированные бриллиантами и другими драгоценными камнями.

www.popmech.ru